Насколько большую значимость играет педагог в свободном пространстве?
Должен ли педагог в школе-парк "заражать и заряжать" детей своим предметом?
Должен ли педагог уметь свою область преподносить так, чтобы дети "влюблялись" в предмет.
У многих воспоминания после обычной школы сводятся к какому-то одному предмету, потому что там был такой педагог, который смог увлечь.
Какими основными характеристиками должен обладать взрослый в свободном пространстве.
Я тогда была руководителем эксперимента, и мне пришлось искать новые методы. Например, я отказалась от любимого мною и очень эффективного "обзорного тура" (мы вместе с учениками "пролистывали" учебники, они учились рассматривать картинки, формулировать вопросы и многому другому) и перейти на работу по индивидуальным заказам с постоянным обсуждением результатов каждого (при формулировании заказов и обсуждении дети учатся примерно тому же). А потом, когда они привыкли, я предложила желающим пролистать со мной учебник и пришли почти все, и справились. А еще пришлось открыть разные студии биологии: совместные и индивидуальные исследования, работа с литературой... Примерно то же самое сделали и остальные- перестали увлекаться собой и своими методами и начали обращать внимание на детей.
Ольга, я прочитала вопрос Ольги и Ваш ответ. Стало интересно, как Вы поступили, когда поняли, что Ваши прежние педагогические подходы, успешные в традиционной школе, дают сбои в школе-парк?
Здравствуйте, Ольга! Интересный вопрос, спасибо! Так прямо его задали впервые.
Так как я сама пришла к Школе-парк из обычной школы, поначалу я думала, что именно так и должен работать каждый педагог. Собственно говоря, я была таким учителем в класс-школе: заражала, увлекала, преподносила, влюбляла... Я умею и люблю это делать.
Когда же я начала точно так же работать с ребятами внутри Парка открытых студий (проекта, развивавшегося 10 лет на базе Московской Школы Самоопределения), то поначалу была удивлена, что на мои действия ученики реагируют совсем по-другому. Чаще всего они просто... уходили с таких студий. Раз-два придут, и - нет их! То же самое происходило и на других студиях некоторых (считавшихся одними из лучших в этой знаменитой школе!) учителей.
А были педагоги совсем иного типа: они казались не очень увлеченными свои предметом, но к ним ребята ходили постоянно и регулярно.
За много лет работы в Школе-парк и наблюдений за различными свободными образовательными пространствами я поняла, что качества, описанные Вами, не являются самыми главными для учителя Парка. Главное - научиться наблюдать за детьми, слышать и понимать их желания, принимать их возможности. Сильная харизма, напор старших часто пугают ребят. Они думают, что так они никогда не смогут, им страшно ошибиться, а дети (как и все люди!) хотят быть успешными, значимыми для других.
Когда у детей нет выбора (они находятся на уроке, где правила закладываются педагогом), они могут переждать период страха. И часть из них влюбится в учителя, а часть... будет продолжать бояться или начнет ненавидеть. Увлеченный своим предметом педагог сможет лучше, чем другие, продемонстрировать свое любимое дело. Но обучатся ему лишь те, кто к этому делу действительно готов.
А вот если учитель умеет наблюдать за своими учениками и понимать их, дети к нему придут обязательно. И вот тогда, когда к нему пришли (!!!), увлеченность своим делом очень помогает. Особенно, если она связана не с желанием научить, а с некоторым делом, которое делает взрослый, с возможностью подключения к этому делу ребят.
На самом деле, в нашем пространстве нужны самые разные люди. И увлеченные, и веселые, и грустные... Но понимающие, что дети - это люди, которые живут и хотят быть счастливыми сегодня, а не жертвовать сегодняшним днем ради призрачного, придуманного кем-то будущего.