А теперь расскажу о самом интересном – об учебных занятиях в демократической школе в Кфар Сабе (начало в предыдущем блоге «Демократическая школа в Кфар Саба (Израиль). Управление»).
Дело в том, что во всех школах, построенных по модели Саммерхилл, взрослые предлагают ребятам выбирать «уроки» в начале года или семестра, однако очень редко рассказывают гостям о том, что там происходит. Официальное правило таково: дети могут выбрать несколько курсов или не выбирать их вовсе, имеют право перестать посещать выбранные занятия, но, если пропустили много, вернуться смогут лишь в следующем году (семестре). Ментор (наставник ребенка, которого он сам выбрал) в таком случае будет спрашивать школьника о причинах ухода, обсуждать варианты возвращения.
Именно это и есть основное отличие школы-парк от демшкол: у нас все учебные занятия (мы осознанно называем их «парк-студиями», а не «уроками») открыты на вход и выход постоянно, и педагоги вынуждены уходить от линейных способов организации учебы, от последовательного прохождения (объяснения) изучаемых тем, выбранных взрослым или предписанных программой.
Услышав, что я собираюсь посещать уроки старшеклассников, директор школы Далит Самуэль (Dalit Samuel) очень удивилась: «Там же нет ничего интересного! Ну, хотя бы на театр, на танцы сходите, не на математику же в 11 класс!». Но так уж случилось, что после первого получаса пребывания в школе – на утреннем сборе одной из групп старшеклассников – мой взгляд встретился с заинтересованным, добрым и немного посмеивающимся взглядом одного парня, и мы разговорились. Его зовут Шакед, он учится в этой школе с первого класса, собирается идти на математику, а потом на биологию, оба курса для подготовки к экзамену багрут, немного напоминающему наш ЕГЭ (различия есть, конечно, но для данного анализа они не важны). Мы разговорились, я попросила юношу представить меня педагогам и пошла на уроки вместе с ним.
Математика, подготовка к экзамену
На первом уроке было всего пять школьников. Педагог стоял у доски и рассказывал о синусах и косинусах. Не о том, что это такое, а о смысле и значении этих понятий в геометрии. Одна девочка достала тетрадь и старательно записывала все, что появлялось на доске. Шакед положил перед собой тетрадь и учебник, но не открыл их, просто внимательно следил за рассказом педагога. Другие мальчики не достали учебники: один тихо ел свой бутерброд, второй сидел, отрешенно глядя на стену, а третий, удобно развалившись на школьном стуле, словно в кресле, радостно отвечал на вопросы учителя. Иногда все пятеро удивленно восклицали «ух ты» (не по-русски, конечно, но смысл спутать невозможно!), удивляясь красивому ходу рассуждений, демонстрировавшихся на доске. Мне показалось, что я нахожусь на хорошем спектакле одного актера – за его действиями следят, спектакль интерактивный, зрители доброжелательные, реагируют в нужных местах… Учитель напряженно работал, ученики за ним расслабленно наблюдали. Педагог виртуозно тренировал свое знание, наверное, каждый из ребят что-то запомнил. Но что именно?
Урок длился два часа, но я сбежала посередине – трудно два часа внимательно следить за синусами и косинусами. На школьном дворе меня «поймала» Далит и предложила, точнее, почти заставила, пойти на урок танцев. Он тоже по выбору, но там собралась разновозрастная группа, и по этому предмету багрут не сдают.
Танцы
В комнате для танцев молодая учительница сидела на скамеечке, а дети репетировали танец, ловя каждое ее слово. Это был танец-спектакль, в котором каждый двигался в меру своих желаний и возможностей, постепенно оттачивая собственные движения, создавая из них общую композицию. Ученики напряженно работали, учились и тренировались, учитель консультировал, отвечал на вопросы, помогал…
В танце, как и в математике, есть свои правила. Урок танцев мог бы быть совсем другим: повторение и изучение отдельных «правильных» движений, выучивание придуманного кем-то танца… Но это был «урок наоборот»! В моей терминологии – вариант открытой парк-студии. Полностью открытой! Ведь вряд ли родители учеников настаивают на том, чтобы их дети обязательно выбирали танцы (театр, творчество и т.д.), в отличие от математики, языков, естествознания.
Естествознание
И снова я пошла на урок в 11 класс – лабораторный практикум по биологии, часть подготовки к экзамену. Учитель стоит, объясняет: вот инструкция, сначала нужно будет сделать это, потом – то. В группе один ученик с признаками аутизма, ему нужна более подробная инструкция, объясняет мне педагог, поэтому лучше всем вместе лишний раз проговорить… Но! Кто учился во время долгого и подробного объяснения текста, написанного заранее на бумаге и розданного ребятам? Конечно же учитель! Ученики слушали, конечно, но… свои ошибки они все равно сделали.
Когда ребята начали выполнять работу, я, естественно, подключилась к Шакеду и его подруге. Они старательно выполняли инструкцию, искали ответ на поставленный в ней вопрос: чем отличаются клетки свежего и вареного лука друг от друга? Только вот в инструкции было написано «зажечь пламя, поставить колбу с луком на подставку, прокипятить пять минут, потом…», но они решили, что пять минут нужно засекать с момента установки колбы над пламенем. А пламя лишь краешком доставало до подставки, то есть за пять минут вода даже не начала кипеть… В общем, у этой пары результаты были довольно оригинальные.
Я подошла к учительнице, по секрету рассказала о том, что заметила. Она порадовалась – впереди обсуждение, разные результаты приветствуются.
На следующий день я была еще на одном ее уроке, теоретическом. Она – у доски, с помощью слайд-шоу рассказывала о передаче нервных импульсов и о влиянии на этот процесс различных наркотических средств. В классе 20 учеников. Часть слушает, часть занимается своими делами (соблюдая тишину, это – уважение к говорящему!), один мальчик по-настоящему заснул.
Театр, музыка, творчество
А потом я отправилась на урок театра. Сначала – разминка (и меня включили, нельзя же не познакомиться!), потом – репетиция. Новая пьеса, первая читка в парах. Учительница включается лишь изредка, ее слова ловят на лету. Дети вычитывают свои тексты перед выходом на сцену, волнуются, стараются. Учатся! Работают!
Такая же атмосфера на уроках музыки (как они поют!!!), творчества. Дети учатся, педагог помогает, если кому-то нужна помощь.
Разговорились с Далит. Она отметила, что уроки по общеобразовательным дисциплинам выбиваются из общей атмосферы школы, поэтому ей и не хотелось, чтобы я их посещала, там же скучно, неинтересно.
Оказалось, что в школе с этого года ввели уроки математики, на которых дети учатся самостоятельно. Ведь понимают – на обычных уроках они являются «передающими знания» людьми, и дети не учатся самостоятельно осваивать новое знание, а именно это умение необходимо в современном мире.
Кроме того, часть уроков проводят для младших ребят сами ученики, а еще в школе есть занятия, на которые никто заранее не записывается, туда приходят только по желанию – все, кто хочет. Об этих учебных пространствах читайте в следующем блоге.
Продолжение следует…
Comments